XXXIX R.A.Pavlov "Iankaikkinen Kohmelo"
cassette
Депрессивный гитарный альбом, записанный в тот же период мучений из-за унизительной офисной работы, что и предыдущие релизы, выпускавшиеся по одному в день (XXXIV—XXXV), но этот вышел уже с опозданием. На первой стороне просто хаотическое терзание гитары, на второй оно чередуется с меланхолическими мелодичными композициями в духе альбома Кейдзи Хайно «Black Petal», но без вокала — если его добавить, получилось бы нечто вроде того, что̀ я лет через 10 стал исполнять в виде сольной песенной программы — два блатных аккорда на расстроенной гитаре через дисторшен и бесконечная скорбь. Название переводится с финского «вечное похмелье» и отражает один из часто преследовавших меня страхов, и как раз в то время для него были основания (я бы даже скорее перевёл «вековечное», всё же iankaikkinen несколько более пафосное слово, чем просто «вечный»). Короче, очень тяжёлый и трагический альбом, как и всякая жизнь работающего человека. Один из самых, я бы сказал, модернистских релизов (или метамодернистских, как нынче принято говорить).
XXXVIII GOOSLI NOISE s/t
диск-визитка
Открытие 2007 года - бескомпромиссный, яростный и первобытный шум на на советских детских гуслях «Перепёлочка», подзвученных пьезодатчиком (иногда этот инструмент называют цимбалами). Впоследствии, пожалуй, самый удачный мой экспортный, матрёшечный проект — выступления за границей со временем становились всё более успешными (а на родине — всё более провальными; исключением были изредка Рускомплект и, может быть, однажды Петрозаводск — тоже не вполне Россия, впрочем). Странным образом уже в том же году Гусли Нойз появился на двух сетевых сборниках, несмотря на всё моё презрение к такому формату: на культовом австралийском лейбле Smell The Stench и на отечественном Aunt Mary Compilation, куда вошёл целиком первый (безымянный) альбом. В начале 2008 состоялся первый выезд в Данию, а пару месяцев спустя тур по Словакии, Словении и Венгрии. Следующий ещё более безумный тур 2010 года по Греции (где оказалось, что там у всех есть такие же гусли), Боснии и Герцеговине, Словении и Италии описан в моей книге «Путешествия» (Cherry Publishers, 2019). В какой-то момент, удручённый несколькими неудачными российскими выступлениями, я начал вынашивать планы того, что̀ впоследствии выльется в Фантастическую Жабу, а тогда представлялось как нойзкор на гуслях. Диск-визитка! На обложке грудастая баба с пивом!
XXXVII УБИЙСТВО НАРКОМАНЫ (MURDER JUNKIES) s/t
cassette
Коля с Рыбацкого - стесняется срать на сцене - любит кошек - танцует в мешках - шумит - что еще надо для нераскрывшейся хип-хоп звезды? (В. Циадзе)
Кассетное переиздание диска, который до того имел хождение в нескольких по-разному оформленных экземплярах, но названия группы там не было, равно как и вообще каких-либо надписей. Должен признаться, что это я во многом повинен в раскрутке изначально безымянного проекта Коли Крастера из Рыбацкого (впоследствии DJ Коля Могила и участник Нехристь СС, а также одно время участник индустриального состава «Анкылыма») именно под таким названием: Коля в интернете подписывался как murder junkies, что̀ я ничтоже сумняшеся использовал в буквальном русском переводе. Впрочем, в англоязычном контексте я всё же обычно не решался писать неудобоваримое Ubijstvo Narkomany и обозначал группу изначальным названием.
Записано на стройке, слышны разговоры трудящихся рабочих и шумы индустриальных машин. В целом весьма достойный внимания, грубый и примитивный диктофонно-шумовой материал.
XXXVI THE TRAVEL FROM ST. PETERSBURG TO PSKOV and back
cassette
Вероятно, незадолго до переезда в Питер в конце 2006 г. мне достался цифровой диктофончик, в котором не работал USB-выход, так что извлечь записи можно было только через наушники, и я стал пробовать себя в жанре musique concrete и полевых записей. Эта кассета представляет собой диктофонную хронику одной из моих столь частых тогда поездок между Питером и Псковом. Вместо дальнейшего описания лучше приведу тут целиком красочную рецензию для литовского зина Introspect, кажется, так и не опубликованную:
Путевые аудио заметки питерского антимузыканта проживающего во Пскове. Магнитофонная кассета с надписями от руки и ксерокопией карт Псковской и Ленинградской областей. Большую часть времени занимает панорама звуков сопутствующих любому путешествию - болтовня пассажиров, шелест упаковок, летящие навстречу поезда, объявления в залах ожидания. Временами микрофон перенацеливается с общего на частное, и мы слышим щемящий сердце любого путешественника "танец" стакана на складном столике плацкартного вагона, бытовой монолог пожилой пассажирки, перебранку с дежурной по вокзалу, проникновенное "выступление" торговца в пригородном поезде. Проявившаяся таким образом композиция авантюрного романа заряжает запись энергией и духом могучей традиции и, конечно же, придает ей очарование продуманности, которой часто так не хватает в немузыкальном секторе аудио культуры. Кстати, сравнение с жанром авантюрного романа позволяет шире взглянуть и на самого автора, предстающего перед нами в образе модернизированного странствующего плута, развлечения ради лишающего словА попадающихся на пути людей глубокого психологического и социального контекста.
Оценка: 8764 из 9675. На "модернизированного странствующего плута"
накладывается штраф в 911 кредитов за слишком частые трансляции из
уборной пассажирского поезда.
XXXV BALALAIKA NOISE II
cassette
Первая реакция на эту кассету была: «Ты такую страшную музыку сегодня записал, как будто ебут труп» — что̀, пожалуй, надо считать одним из моих несомненных художественных достижений (и что̀ вполне соответствовало моему тогдашнему состоянию из-за работы, как если бы трупом был я). Звук, впрочем, несколько цифровой за счёт примочки Behringer MultiFX. Невыносимое однообразие разбавляется разве что случайно оказавшимися в концах сторон (и довольно там уместными) кусочками интервью с неким московским музыкальным деятелем. Жизнь в режиме «альбом в день» (см. предыдущий релиз) потребовала неслыханного доселе упрощения дизайна, что̀ мы здесь и наблюдаем: односторонняя обложка на зелёной бумаге, ресайклед кассета. Кстати, недавно я обнаружил несколько обложек от этой кассеты, так что её можно даже заказать по цене 150 рублей.
XXXIV КАССЕТА С ПУТЕШЕСТВИЕМ ПО АФРИКЕ И АЗИИ
cassette
В начале 2007 года я окончательно вернулся в Петербург после неудачного годичного бегства во Псков, устроился на работу в офис и с горя решил записывать по альбому в день. Продержался я в этом режиме три дня, и вот первая сделанная таким образом кассета. Известна даже точная дата — 13 января 2007. Запись представляет собой тягучее и неудобоваримое месиво импровизации на гитаре и басу с Шараповым (на второй стороне мы вроде бы поменялись инструментами) в духе проекта «Люди, не умеющие играть». У этого альбома нет даже толком названия, Шарапов слепил спонтанный коллаж и переписал на оборотной стороне обложки кусок моего романа «Путешествие по Африке и Азии» (1986 г.), подвернувшегося под руку. Кроме того, он не удержался и поместил на обложку и адрес на майспейсе, который, к моему стыду, у меня когда-то был. Записано на дефективную скрипучую кассету, которую страшно тиражировать, потому более не распространяется.
XXXIII MONDO CANE & VENTOLIN ORCHESTRA / MONOPOLKA
split tape
Итальянская сторона называется "Un pomeriggio all'orto botanico", сторона Монопольки — "Extreme pant pissing playout & sinister horror". Mondo Cane — нойз-группа Луки Массолина (лейбл 8mm Records, Понцано Венето, Италия — город с 9 тыс. населения), которая ездила в середине 2000-х с турами по всей Европе, но в инете нет никаких упоминаний о ней, кроме как в списках участников нойз-феста в Любляне (вылезает сплошной Майк Паттон с одноимённым проектом и ещё пара групп, но тоже всё не те). Очень типичная ситуация для южноевропейского андеграунда, я потом много встретил выдающихся и при этом как будто принципиально оффлайновых групп в Италии и Греции. Впрочем, наблюдая образ жизни этих людей, понимаешь, что времени и охоты торчать в сети у них и быть не могло (кое-что об этом можно прочитать в моей книге «Путешествия», Cherry Publishers, 2019). Ventolin Orchestra — это Бруно Дорелла из OvO. Материал очень крутой, вообще в последнее время мне интереснее слушать, как играет шумовая группа, а не один человек с примочками на столе (уже просто разложив примочки на полу, можно сделать проект гораздо привлекательнее), отчего я и сам уже как-то перегорел сольными выступлениями. Я предложил им выпустить сплит с Монополькой — видимо, потому что с Филом итальянцы были уже знакомы, он выпускал диск модного шоу Allun с лейбла Barlamuerte упомянутого Бруно. Издание опять затянулось, а я опять выдумал очередной пример немыслимого обложечного изврата. Кассета была, как уже прежде случалось, вклеена в обложку «Моментом», однако на этот раз это была хоть и толстая, но всё же бумага, а не картон, а сама обложка по размеру куда больше кассеты. Конструкция получилась неустойчивая, отправлять её по почте, не помяв, было невозможно. Пришлось отослать итальянцам вместо авторских обложки с инструкцией по сборке (впрочем, они сами писали, что сами кассеты размножить им не проблема, и это была довольно распространённая практика в те годы, некоторые лейблы типа Smell The Stench только так и делали.) Но вот сомневаюсь, что они поняли мои объяснения и справились с обложкой. По крайней мере, с тех пор как-то нигде особо я этого релиза не встречал и никаких отзывов о нём не слышал.
Коллекционерам будет интересно узнать, что релиз существует в двух вариантах. Я жил наездами то во Пскове, то в Петербурге, и когда пришлось тиражировать кассету в одном из этих городов, а мастера под рукой не было, пришлось изготовить его заново: разница между петербургским и псковским изданиями, кажется, в различной длине последнего трэка Монопольки, по-разному вырезанного из оригинального концертника. Вариант издания указан на обложке (по крайней мере, могу это подтвердить для псковского).
XXXII STOP ASKING STUPID QUESTIONS #13
looks like a CD
Очень стыдно иметь в каталоге подобные «арт-объекты». Это всё, что я сейчас могу сказать по поводу этого «антирелиза». Заслуживает внимания разве что обложка, надписи на которой сделаны на печатной машинке.
XXXI POK. GIHT SHASIE MEETS TORTURED BY TURTLES
split tape
Две отличные группы из Хорватии и Литвы. Хорваты играют безумный пост-грайнд, литовцы в какой-то мере тоже, при этом ещё и инструментальный. Первые предоставили концертную запись. Сторона вторых состоит из отобранных треков из первых двух альбомов (Pornokturno и Cyber Maire). Это была не самая удачная идея: буквально сразу же после выхода сплита TBT записали прекрасный новый материал (альбом Vilnius Qui Dort), который так и остался неизданным, если не считать десятка-другого промо-копий. На этом существование группы прекратилось - собственно, уже к тому времени это был фактически проект одного человека, который затем несколько раз менял названия и остановился на Erdvėje (см. релиз LV). Всё записано на кассетную портостудию Tascam 424, которую я впоследствии у Андрюса и купил, будучи на Литве, а ранее на неё писались Нойз МС и группа АЗЪ.
Это была последняя кассета, растиражированная промышленным способом. Наступили тёмные времена, производство кассет в россии прекратилось.
Следует отметить странную и путаную хронологию этого релиза. Ещё летом 2006 г. я отправил Игорю Миховиловичу (GIHT SHASIE) в Хорватию обложки и, видимо, внёс релиз в каталог, поскольку он на этом настаивал - имея обложки, он мог бы начать сам изготовлять копии в Хорватии, как это тогда было принято, а я рассчитывал в ближайшее время напечатать кассеты на заводе. Но по каким-то причинам этого не произошло. В переписке с Игорем я упоминаю о том, что кассетный завод закрылся. Слух о закрытии завода действительно когда-то проходил, и возможно, я ему поверил, а проверить не имел возможности, живя во Пскове. Кроме того, у меня не было денег на тиражирование. Как бы то ни было, весной 2007 г. я наконец напечатал эти кассеты - насколько я помню, на том же самом заводе - поскольку другого и не могло быть. Почему я писал Игорю, что я нашёл другой завод, - непонятно. Видимо, просто было слишком сложно посвящать его во все местные расклады.
Тираж распродан, я могу сделать копию с оригинальной обложкой.
XXX BALALAIKA NOISE
cassette
Насколько сейчас можно восстановить события, изначально Балалайка Нойзом назывался мой альбом «Хватит задавать глупые вопросы #10». Затем я выпустил эту кассету, где, вероятно, Балалайка Нойзом всё ещё назывался жанр, а не исполнитель: на первой стороне исполнителем обозначен Р.А.Павлов, и там я довольно криво играю «Яблочко», вторая представляет собой вторую часть упомянутого альбома ХЗГВ (кажется, целиком он так и не был издан). Лишь позже, когда вышли ещё две кассеты, Балалайка Нойз стал пониматься как название проекта, и под этой вывеской я уже вскоре играл концерты в Питере и Петрозаводске, а также в Чехии в туре с «Анкылымом». Уже в 2010-х в клубе «Жопа» состоялся также единственный концерт с барабанщиком.
На стороне ХЗГВ всячески обыгрывалась трёхаккордная частушечная тема, однако, как и на других записях того чрезмерно плодотворного (в ущерб качеству) периода, отовсюду выползают всевозможные куски пластинок, кассет, радио, мои вопли (ставшие потом непременной составляющей концертов Балалайка Нойза) и как будто даже что-то вроде пылесоса (или это тоже балалайка?), и всё это пропущено через чудовищный дилэй пульта «Лель». Минималистичная обложка из куска оранжевого картона, на который налеплена этикетка, напечатанная на старомодной аналоговой пишущей машинке «Любава», за которой я просидел всю первую половину 90-х.